- Филистимляне
- один из народов, населявших Палестину; границами их земли были: на юге Сихор Египетский (Нав. 13, 3) и пустыни Фаран и Циклаг (1 Цар. 27, 1 - 6); на севере город Аккарон и равнина Саронская (Нав. 13, 3); на западе Средиземное море; на востоке гористая земля колена Иудина. По сведениям, находимым в Библии, филистимляне происходят от Каслухима и Кафторима, сынов Мицраима, сына Хамова, родоначальника египтян (Быт. 10; 14; Втор. 2, 23; 1 Пар. 1, 12; Иерем., 47, 4; Амос. 9, 7); таким образом они не природные жители Палестины, а пришельцы, как показывает самое их имя (филистимляне переселенцы, пришельцы), пришельцы, по-видимому, из Египта. Когда патриарх Авраам был еще бездетен, филистимляне были уже значительным народом, имели своих царей, знали Бога истинного и старались сохранять добрые отношения с патриархами (Быт. 21, 22 и гл. 26). Ко времени Моисея и Иисуса Навина их патриархальное пастушеское население образовало воинственное союзное государство пяти филистимских царей (Нав. 13, 3). В это время они значительно превосходили израильтян культурой; тогда как у израильтян не было еще ни копья, ни меча, ни кузнецов, у них были оружейные мастера (1 Цар. 13, 19 - 22; Суд. 5, 8). При разделе земли обетованной Иисус Навин отдал землю филистимскую колену Иудину (Нав. 15, 11; 45 - 47), и Господь, повелев продолжать завоевание этих земель, обещал свое покровительство (Нав. 13, 1 - 6). По смерти И. Навина города филистимские были покорены (Суд. 1, 18); но уклонение израильтян от Бога и Его закона (Суд. 1, 8 - 23) было причиной того, что Господь оставил их своею помощью, и филистимляне, вместе с другими ханаанскими народами, снова усилившись (Суд. 3, 1 - 4), часто беспокоили израильтян своими набегами. После, когда израильтяне, оставив Бога отцов своих, стали служить божеством сидонским, моавитским, аммонитским и филистимским, Бог предал их в руки филистимлян и аммонитян (Суд. 10, 6 - 7), избавив их от власти этих народов при помощи судей Иефая и Самсона лишь после раскаяния в своих преступлениях (Суд. гл. 11 - 16). Впрочем, филистимляне и после того долго угнетали израильтян, так что во дни первосвященника Илия самый Ковчег Завета был взят ими в плен (1 Цар. гл. 4 - 6). Наконец, пророк Самуил нанес им решительное поражение, так что земля израильская была надолго освобождена от их набегов (1 Цар. гл. 7; 12, 11). Во времена Саула они не раз пытались произвести нападения, но всякий раз терпели поражения (1 Цар. 23, 4; гл. 13 и 14; 23, 27 - 28; 24, 2). В этих победах часто участвовал и Давид, победивший в единоборстве Голиафа (1 Цар. гл. 17 и 18) и впоследствии так же счастливо сражавшийся с филистимлянами (1 Цар. 18, 27, 30; 19, 18, 23, 1 - 5). И только впоследствии, в конце жизни Саула, филистимляне одержали верх (1 Цар. гл. 28, 29 и 31) и заняли некоторые области израильской земли (1 Пар. гл. 10). С воцарением Давида они должны были покориться Давиду (Псал. 59, 10; 107, 10; 2 Цар. 15, 18 - 22) и все их попытки к восстанию терпели неудачи. После разделения израильского царства, филистимляне продолжали вести борьбу с переменным успехом, при чем Бог употреблял их, как орудие Своего правосудия к народу Своему, смотря по тому, как он верен был Ему в хранении Его заповедей. С разрушением Иерусалима народ филистимский мало-помалу исчезает со страниц истории, хотя страна сохранила свое имя до новейшего времени. С появлением христианства здесь были основаны христианские общины самими апостолами (Деян. 8, 40; 9, 32 ? 43)? И церковь христианская процветала до самого нашествия сарацин. В настоящее время здесь мало населённых мест, и эти места представляют собой одни развалины.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.